Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

МУШКЕТЁРЫ ЛАФКРАФТА-5. ГРАФ Д`ЭРЛЕТ

Август Уильям Дерлет (1909 – 1971) родился в католической семье и на протяжении всей своей жизни оставался верным данному вероисповеданию, что повлияло даже на его восприятие лавкрафтианской мифологии. Своё первое художественное произведение он написал в возрасте 13 лет (всего же за время его жизни из-под пера Дерлета выйдет около 3 тысяч (!) произведений, включая рассказы, повести и романы). Юный Дерлет был страстным поклонником чтения и совершал три похода в библиотеку в неделю. Он копил деньги, чтобы покупать книги (его личная библиотека в дальнейшем превысила 12 000 томов).

На протяжении 20-30 гг. Дерлет пробовал себя во множестве ипостасей. Он получил степень бакалавра английской литературы на основе тезиса, взятого из «Сверхъестественного ужаса в литературе» Лавкрафта. Он трудился на консервном заводе, организовывал клуб рейнджеров для молодежи, работал клерком и президентом школьного совета, служил офицером по условно-досрочному освобождению, организовал местный мужской клуб и ассоциацию родителей и учителей. Он также читал лекции по американской региональной литературе в Университете Висконсина, редактировал газеты и журналы. Наконец, в 1941 году он стал литературным редактором газеты The Capital Times в Мэдисоне, и занимал этот пост на протяжении почти 20 лет. Сфера его хобби включала фехтование, плавание, шахматы, филателию. Однако истинной страстью Дерлета были пешие прогулки по родному штату Висконсин, чтобы полюбоваться красотой его природы.

Переписка Дерлета и Лавкрафтом завязалась в 1926 году после публикации его первого профессионального произведениям. К середине 1930-х годов Дерлет стал автором уже множества историй различных жанров, которые вышли в том числе и в знаменитом журнале Weird Tales.  Например, известность получил ранний рассказ 1933 года «Оседлавший Ветер» (The Thing that Walked on the Wind), который ввёл в канон «Мифов Ктулху» легенду американских индейцев о вендиго.

Однако при жизни Лавкрафта Дерлет был в большей степени сосредоточен на участии в работе мэтра, нежели на собственном литературном творчестве. Дерлет взялся печатать рукописи Лавкрафта, задача, которую сам ГФЛ просто ненавидел. Он также постоянно побуждал строптивого Лавкрафта перерабатывать ранее отвергнутые рассказы, чтобы в итоге они всё же были опубликованы. Кроме того, именно Дерлету принадлежит сам термин «Мифы Ктулху», описывающий вымышленную вселенную, заботливо выведенную в произведениях ГФЛ, его «мушкетёров» и подражателей. Сам Лавкрафт, кстати говоря, использовал для этого выражение «Йог-Сототерия» (Yog-Sothotherie).

В итоге, Дерлет удостоился собственного двойника во вселенной «Мифов» — Франсуа-Оноре Бальфура, графа д`Эрлета, написавшего в 1703 году ужасающую и зловещую книгу «Cultes des Goules» (ещё один собрат «Некрономикона» наряду с «Неименуемыми культами»). Сей персонаж впервые упоминается в рассказе Роберта Блоха «Самоубийство в кабинете» (1935). Лавкрафт же упоминает его в двух рассказах 1936 года – «За гранью времён» и «Скиталец тьмы». Сам Дерлет упоминает своё альтер-эго в «Приключении шести серебряных пауков» (1950) и «Чёрном острове» (1952).

В 1939-м, спустя два года после смерти Лавкрафта, Дерлет вместе со своим давним другом и ещё одним корреспондентом ГФЛ Дональдом Уондри основали издательство Arkham House (в честь вымышленного городка Аркхэм в шт. Массачусетс, в котором происходят события некоторых произведений Лавкрафта). Первоначальной целью проекта была публикация произведений мэтра, которому, как известно, при жизни не особо везло с полноценными книжными изданиями. Позднее в портфолио нового издательства добавились работы и «мушкетёров», например, К.Э. Смита и  Роберта Говарда, а также других авторов, например, Элджернона Блэквуда.

Со временем Arkham House превратился в своего рода ведущий информационный центр по распространению творческого наследия Лавкрафта, его мифологии и weird fiction в целом. Именно благодаря Дерлету и его издательству произошло посмертное признание Лавкрафта одним из ведущих американских авторов ужасов. Как заметил Роберт Блох, «один факт никогда не вызовет сомнений — он [Дерлет] боролся за возрождение интереса к творчеству Лавкрафта». Кроме того, в том числе благодаря Arkham House «путёвку в жизнь» получили такие авторы как Рэй Бредбери, Рэмси Кэмпбелл и Брайан Ламли.

Более того, в первую очередь благодаря Дерлету произошло широкое знакомство с Лавкрафтом за границами Соединённых Штатов. В 1943-47 гг. военное ведомство США выпускало серию книг, предназначавшуюся для американских солдат, находящихся в самых разных уголках земного шара. Всего было выпущено 123 миллиона книг в мягком переплёте, среди которых  наибольше популярностью пользовались фэнтези, ужасы и научная фантастика. В 1945 году Дерлет подготовил для этой серии антологию ГФЛ под названием «Ужас Данвича и другие таинственные истории». Это сборник завоевал огромную популярность везде, где его распространяли, и способствовал публикации рассказов Лавкрафта в зарубежных странах.

Пользуясь заметками из записных книжек ГФЛ и несколькими незаконченными фрагментами текстов, Дерлет создал ряд произведений – в числе коих объёмный роман «Таящийся у порога» (1945), — которые он поименовал «посмертной коллаборацией» с Лавкрафтом. Тем не менее, подавляющая часть их идей и собственно текста принадлежала самому Дерлету, что вызвало критику и обвинения в том, что Дерлет использует имя покойного мэтра для продвижения собственного творчества…

В своих собственных произведениях, ставших известными как «Мифы Дерлета», он стремился осуществить своего рода «реформу» лавкрафтианской вселенной. Если сам Лавкрафт не имел некоей установленной системы для своих сущностей и считал их внеземными (или «межпространственными») существами, живущими своей собственной жизнью, не особо заботясь о человечестве, то Дерлет увидел в них олицетворение четырёх стихий: земли, воды, воздуха и огня. Он вполне справедливо связал Шуб-Ниггурат, Чёрного Козла Лесов со стихией земли. При этом с водой он соотнёс Ктулху, несмотря на чёткое указание в оригинальной истории Лавкрафта, что водная бездна для Ктулху является ловушкой. Когда Дерлет не смог найти лавкрафтовских монстров для воздуха или огня, он создал их собственным воображением, введя в «пантеон»  соответственно, Итакву и Ктугу.

Кроме того, Дерлет попытался втиснуть творения Лавкрафта в собственные богословские рамки. Размышляя о лишённом любой морали и всецело материальном видении космоса Лавкрафта, он увидел закономерности, которых никогда не было. Там, где Лавкрафт сотворил вполне материальные сущности, преследующие исключительно собственные интересы инопланетные силы, Дерлет увидел вполне христианскую борьбу Добра и Зла. И хотя сам он отрицал влияние католицизма на своё творчество, но всё же привнёс христианскую двойственность добра и зла в лавкраaтианское мироздание.  

Он разделил туманную лавкрафтовскую концепцию Древних / Старших Богов (Old Ones, Ancient Ones, Elder Gods) на набор бинарных противоположностей: Древних и Старших Богов. Древними стали такие лавкрафтианские чудовища как Ктулху, Ньярлатотеп, Азатот и другие ужасающие «межпространственные» сущности. Если у ГФЛ они были просто индифферентны по отношению к человечеству, то Дерлет сделал их носителями Зла. А из небольшого намёка Лавкрафта на то, что некоторые первичные сущности, такие как кельтский бог Ноденс, стояли отдельно от Древних, Дерлет создал группу Старших Богов, стоявших на стороне космического Добра. В итоге, например, заточение Великого Ктулху в Р’лайхе под волнами не было больше неким актом изменения баланса сил лавкрафтианской вселенной, но вместо этого стало «истинным» источником мифа о сатане…

Таким образом, можно сказать, что среди всех «мушкетёров» Лавкрафта Август Дерлет оказал наиболее противоречивое влияние на наследие мэтра. С одной стороны, он фактически оказался подлинным душеприказчиком ГФЛ, благодаря которому его творчество не только не была предано забвению, но зазвучало с новой силой не только в США, но и во всём мире, став, без преувеличения, составной частью современной культуры. С другой – попытки Дерлета «систематизировать» мифологию Лафкрафта привели к определённому её упрощению, сведя её самобытный и оригинальный характер к известным религиозным и философским схемам, что в свою очередь породило упрощённое восприятие лавкрафтианы (в особенности среди «широких народных масс», мало утруждающих себя вниманием к деталям)…