Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

Промывание мозгов «Маньчжурскому кандидату»

«Важнейшим из искусств для нас является кино», — верно заметил в своё время вождь мирового пролетариата. И действительно, есть проходные фильмы, чья задача исключительно развлекать (ну или вполне откровенно пропагандировать, чего уж тут скрывать). А есть кинематограф, который не только отражает смыслы и образы эпохи, но и сам их формирует, причём на десятилетия вперёд, превращаясь в классику отнюдь не только в контексте искусства…

К таким лентам, без сомнения, можно отнести фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» (The Manchurian Candidate), вышедший на экраны осенью 1962 года, если кто не помнит, в самый разгар Карибского кризиса… Этот неонуарный политический триллер, снятый по одноимённому роману Ричарда Кондона, как раз из той категории кино, которое будет «важнейшим (из искусств)» для понимания не только эпохи, но культуры и менталитета американского политического истеблишмента, равно как и, если можно так выразиться, американского «политического бессознательного»…

Итак, во время войны в Корее взвод американских солдат попадает в плен к коммунистам. Спустя, короткое время они возвращающийся, якобы героически прорвавшись из окружения. Однако, позднее выясняется, что они стали объектом для «промывки мозгов», проделанной на территории Маньчжурии советскими и китайскими спецами. Один из вернувшихся, отпрыск влиятельного американского семейства, превращён ими в «спящего агента», безвольную игрушку в руках американских союзников коммунистов, рвущихся к власти в стране и находящихся всего в нескольких шагах от своей цели. Противостоит коварным планам сослуживец «спящего» в исполнении блестящего Френка Синатры, который не только разоблачает агента, но и в конце концов срывает планы по продвижению «маньчжурского кандидата»…

Вообще, сам термин «Промывание мозгов» (Brainwashing), который стал уже хрестоматийным, прочно войдя в политический (и не только) лексикон, впервые появился в Америке в начале 50-х годов прошлого века и был тесно связан как раз с войной в Корее. Некоторые американские военнопленные, захваченные северокорейской армией, пошли на сотрудничество с коммунистами, начав публично разоблачать «империалистов» и призывать «убрать руки» от свободолюбивых корейцев под руководством товарища Кима. Это ещё можно было понять с учётом нечеловеческих условий содержания военнопленных, из которых некоторых старались выбраться любой ценой. Но каково было изумление американской общественности и представителей власти, когда, вернувшись на родину и, казалось бы, уже избавившись от всякого принуждения эти солдаты продолжали повторять те же самые лозунги.

Здесь явно было что-то не так. И компетентные органы, в том числе ЦРУ, стало задумываться о том, а не применяют ли на пленных американцах советские и китайские специалисты особые методы контроля над сознанием и поведением? Да такие, что буквально способны изменить личность со всеми её убеждениями? Иначе говоря, не промывают ли им мозги, а может задействуют и ещё какие-то «магические» методы? Отсюда, кстати говоря весьма показательное сравнение китайского спеца с доктором Фу Манчу, героем цикла романов Сакса Рёмера о могучем колдуне-злодее, грозящем западной цивилизации…

Ответом стала обширная программа аналогичных исследований, начатая различными подразделениями ЦРУ (впрочем, не только ими). Различные проекты типа Artichoke или MKUltra включали в себя самый широкий спектр экспериментов, от исследований воздействия ЛСД до попыток при помощи в том числе электрошока и гипноза создавать в человеке отдельные личности, которые не подозревают ничего друг о друге и активируются по условному сигналу. Стоит напомнить, что ЦРУ не имеет юрисдикции на территории Соединенных Штатов, а значит вынуждено было прибегать к нелегальным методам или тактике «чужого флага». И здесь мы уже вступаем в сумеречные владения Глубинного Государства, которое в те годы делало свои первые шаги…

Сам фильм не идёт столь далеко. Да, заговор имеет место, но это заговор конкретно внешнего противника, советско-китайского-корейских коммунистов и их американских приспешников. Но сам фактор «внутреннего врага» уже налицо. И хотя фильм и иронизирует над массовой паранойей, показывая в качестве главного борца с коммунизмом недалёкого сенатора-подкаблучника (ау, где вы борцы за женские права?), более глобально он сам же её и эксплуатирует и даже провоцирует. Отнюдь не даром трилогия фильмов Франкенхаймера, которую и открывает «Маньчжурский кандидат», именуется «параноидальной»…