Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

УТОПИЯ. Британский сериал о «русском гриппе» и фейковой пандемии

Во все века окружающая действительность представлялась людям гораздо более сложной, чем кажется на первый взгляд. Наверняка, где-то есть второе, а то и третье дно. Ведь не может же окружающий абсурд быть просто абсурдом! Если в далёкую эпоху Возрождения скрытые смыслы искали (да и вкладывали на самом деле!) в произведения искусства – живопись, скульптуры, тексты и иллюстрации книг, то в XX столетии королём конспирологии (впрочем, как и искусных психологических манипуляций) стал, естественно, синематограф. Но не отставали от него и условно «маргинальные» жанры, например, комиксы, что великолепно обыграно в британском сериале «Утопия» (Utopia) 2013 года.

 
По сюжету, в конце 80-х обезумевший учёный, но некогда гениальный биохимик, публикует комикс «Утопия», в котором в ужасающих иллюстрациях предсказывает апокалиптические события, ожидающие человечество. Но в кругах любителей комиксов ходит легенда о существовании продолжения, в котором не только указаны конкретные фигуры заговора, но и практические рецепты по запуску биологического армагеддона). «Утопия – это дверь в реальность!» И вот это-то продолжение, которое, как выясняется, действительно существует, и оказывается в руках четырёх гиков-сторонников теории заговора. А в скорости выясняется и другая вещь: заговор действительно существует и тайная организация под скромным наименованием «Сеть» (Network) не остановится ни перед чем, чтобы заполучить вожделенные страницы с рисунками своего бывшего участника…

 
Собственно «Сеть» построена по лекалам «глубинного государства» (Deep State), хотя сам этот термин в сериале и не употребляется. Возникнув в 70-х годах как реакция на успехи СССР в разработках биологического оружия, «Сеть» стала заниматься на Западе «тем, что в демократических государствах делать невозможно». Не подчиняясь конкретному правительству и действуя с нейтральной территории, с окончанием Холодной Войны «Сеть» не пожелала прекратить свою деятельность, поставив себе более благородную, более высокую, более грандиозную цель… Борьбу с глобальным врагом: «В мире лишь одна болезнь – мы!» В итоге, вышел монстр, опутавший своими щупальцами европейские государства, свергающий по своему усмотрению правительства и уж тем более не останавливающийся перед такой мелочью как физическое устранение неугодных и просто случайных свидетелей. (Надо сказать, в полном соответствии с «принципом бумеранга» (blowback), ярким примером которого стала своеобразная «дуга» от поддержки в 80-х гг. ЦРУ афганских моджахедов до трагических событий 9/11.) И в этом смысле очень удачным режиссерских ходом стало вписывание предыстории нынешних событий в контекст политических потрясений, от которых содрогалась Европа в 80-х, прежде всего, Италия и сама Великобритания…

 
Вообще сериал хорошо выстебывает и гик-культуру, и «культуру заговора». «- В результате я был вовлечён в секс-скандал: профессор-извращенец любит проституток и кокс! — Так, значит, они тебя подставили? — Да! … Т.е., нет… Ну мне правда нравятся проститутки и кокс, но рассказывать-то было зачем!!!?»

 
А операторская работа, видовые и цветовые решения, а также атмосферная музыка и вовсе подталкивают происходящее на грань лёгкого сюра…

 
Впрочем, как и во многих подобных случаях, «сказка – ложь, да в ней намёк». Сериал на примере разворачивающейся якобы пандемии «русского гриппа» (!!!) хорошо демонстрируют, что любое громкое событие по сути своей и в первую очередь есть медиа-событие, которое и в самом деле может иметь «двойное дно», может являться политически мотивированным, а то и вовсе фейком, скрывающим совсем иное положение дел…

 
PS. Британский (!) сериал 2013 (!) года о фейковой пандемии (!) гриппа… Совпадение? Не думаю! ))))

 
PPS. Кстати, сериал так понравился американцам, что Netflix в этом году выпустил ремейк. Естественно, с пометкой, что «Любое совпадение случайно»…