Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

СЕЯТЕЛЬ БУДУЩЕГО ВРАЩАЕТ КОЛЁСА ВРЕМЕНИ Физика и символика в «Доводе» Кристофера Нолана

Его новый умопомрачительный блокбастер посвящен, как говорит сам режиссёр, «представлениям о времени и тому, как мы его переживаем». Однако речь идёт отнюдь не о метафоре, движение времени – в самом прямом смысле – и возможность обратить его вспять составляют, если можно так выразиться, физическую основу фильма. Кино, тем не менее, наполнено глубоким символическим содержанием, которое даёт о себе знать уже в самом названии… Но обо всём по порядку.

Человечество на пороге новой мировой войны, однако это не война стран или политических блоков, это война буквально между двумя мирами, миром настоящего и миром будущего. Оружие в этой войне – само время, точнее изобретённая в будущем технология инверсии времени, как глобально – для всей планеты, так и для отдельных людей, предметов или явлений. По сути, война уже идёт, правда, пока в «холодном» варианте, и секретная организация «Довод» (TENET), к которой принадлежит главгерой — ПРОТАГОНИСТ, старается предотвратить эскалацию и, как предполагается, всеобъемлющий апокалипсис, который ждёт современное человечество.

 
 

В наше время из будущего – для его агентов в настоящем, главным из которых и соответственно – АНТАГОНИСТОМ – является российский олигарх Андрей Сатор (SATOR) – забрасываются объекты, временная физика которых была перевёрнута, поэтому они движутся назад, а не вперёд: инвертированное оружие, которое обладает опытом будущего и способностью влиять на прошлое.

 
 

В фильме мы (впрочем, как и действующие лица) наблюдаем инверсию времени словно бы при перемотке плёнки назад, в то время как остальная часть действия воспроизводится в линейном движении: лодки плывут, а чайки летят задом наперед, машина движется и переворачивается задним ходом. Как объясняет главгерою женщина-учёный: «Вы не выстреливаете пулю, вы ловите её».

Причина предшествует следствию: так мы обычно воспринимаем время, но для этих пуль всё наоборот. Следствие уже есть, но причина ещё не имела место. Таким образом, они могут лететь назад в оружие или попасть в руку — но только если человек, взаимодействующий с ними, заставит себя вспомнить (платоновский анамнезис!), как выстреливал их, даже если сами они ещё не вылетели из ствола (вообще, идея тесной связи модуса человеческого сознания и восприятия и того или иного варианта реальности проходит красной нитью через весь фильм). Примечательно, что эти инвертированные пули считаются более смертоносными — «такое оружие может повлиять и на наше прошлое»!

Сам Кристофер Нолан отмечает: «Каждый закон физики симметричен и обратим — процесс может идти вперёд или назад во времени, за исключением энтропии».

Энтропия — термин в термодинамике, связанный с перераспределением и рассеиванием энергии и определяющий меру беспорядка или хаоса. Чем больше неупорядоченных частиц, тем выше их энтропия. Сама вселенная со временем становится всё более хаотичной. Математик Джеймс Р. Ньюман назвал это «общей тенденцией Вселенной к смерти и беспорядку». Но за этими сухими научными терминами для человеческого восприятия скрываются представления об «ухудшении и упадке», что вводит в борьбу за энтропию – а значит и в борьбу будущего с настоящим – своего рода метафизическое и даже метаполитическое измерение…

Понятие энтропии связано с представление о времени: физик Артур Эддингтон ввёл в употребление довольно поэтический термин «стрела времени». Сам Нолан говорит: «Идея состоит в том, что если бы вы могли инвертировать поток энтропии для объекта, вы могли бы повернуть для него вспять течение времени…».

Люсьен Харланд-Ланг, физик-теоретик из Оксфордского университета разъясняет всё это на примере яйца, упавшего на землю. Пока время идёт вперед, яйцо скорее всего разобьётся, уровень его энтропии возрастёт, оно станет менее упорядоченным. Если бы вы могли инвертировать поток энтропии для яйца, яйцо не начало бы буквально перемещаться назад во времени. Но энтропия и время настолько тесно связаны, что если бы люди увидели, как разбитое яйцо собралось заново, спрыгнуло с земли и вернулось к кухонной стойке, это выглядело бы, как будто время движется назад для яйца.

Кроме того, идея «Довода» об инверсии времени для людей и объектов также связана с теориями физиков Ричарда Фейнмана и Джона Уиллера. Они, кстати, упоминаются в фильме, когда напарник главгероя размышляет о значении инверсии. В частности, он ссылается на идею Фейнмана- Уиллера о том, что позитроны могут быть электронами, движущимися назад во времени. Как известно, электроны — это частицы с отрицательным зарядом, а позитроны — это античастицы, которые имеют ту же массу, что и электроны, с равным, но противоположным положительным зарядом. В совокупности позитроны и другие античастицы известны как антивещество. Структурно они являются зеркальным отображением электронов, и теория Фейнмана-Уиллера утверждает, что, если бы вы могли заставить стрелу времени двигаться назад для электрона, он выглядел бы как позитрон. Двигаясь назад во времени, он может сосуществовать со своим прежним «я» или даже столкнуться с самим собой.

Так происходит и с главгероем фильма. Он сражается с загадочным инвертированным человеком, которым, как позже выясняется, был он сам. Показывая сцену боя дважды, «Довод» меняет наше понимание того, что мы видим. В первый раз зрители думают, что главный герой и человек, с которым он сражается, — два разных персонажа. Во второй раз мы понимаем, что видим одного и того же человека в разных состояниях. Это то, что предложили Фейнман и Уиллер: то, что мы воспринимаем как частицу и античастицу, на самом деле может быть одной и той же частицей, движущейся как вперед, так и назад во времени.

 
 

Инверсия самого человека происходит, когда он проходит через Временной Турникет, который переворачивает его временную шкалу, чтобы действовать в инвертированном времени. В инвертированном состоянии меняется взаимодействие человека с миром, меняется его восприятие и даже сама психофизиология. Персонажи должны носить маску с инвертированным кислородом, чтобы их тела могли жить в мире с естественным временем и прямой энтропией, а при горении в пылающей машине тело замерзает! Кристофер Нолан: «Существует взаимодействие между направлением времени и окружающей средой, в которой мы находимся: тем, как вещи движутся вокруг нас, и даже воздухом, которым мы дышим».

 
 

Люсьен Харланд-Ланг полагает, что эффект турникетов не в индивидуальном переворачивании каждой частицы в теле человека. Если они это сделают, то главный герой будет состоять из антивещества и взорвется при контакте с внешним миром (а не только со своем двойником в обычном времени, как говорится в фильме). В реакции, известной как аннигиляция, столкновение вещества и антивещества приводит к разрушению обеих частиц (например, электрона и позитрона) и высвобождению энергии. Турникеты создают замкнутую систему, в которой тело человека продолжает испытывать нормальную энтропию, но оно может двигаться назад во времени «в пузыре» замкнутой системы. Это как своего рода маленькая вселенная размером с главного героя, в которой время течёт в направлении, противоположном большей вселенной. Если бы главгерой прошёл через турникет и оставался бы инвертированным в течение очень долгого времени, с нормальной точки зрения он выглядел бы как старик, чудесным образом бросающий вызов второму закону термодинамики, становясь моложе. Однако в своей закрытой системе он стареет нормально. И так все инвертированные объекты обладают свойствами такой замкнутой системы, которая позволяет им взаимодействовать.

Инверсия времени порождает даже особую боевую тактику – тактику «временных клещей», которая ярко показана в финале «Довода». Идея её состоит в том, что во время операции одна половина команды действует в обычном времени, а тогда как другая – инвертирована и проживает её в обратном направлении. Таким образом, одна половина отряда может предупредить другую о том, что происходит, и дать знать, что миссия завершилась успешно, а также выполнить то, что другая команда не может.

 
 

Но что, если вместо создания замкнутой системы для инверсии отдельного объекта или человека вы перевернёте поток времени и энтропию во всей Вселенной? Именно это и предполагает «оружие Апокалипсиса», которое хотят запустить агенты будущего, – показанное в фильме как массивная металлическая форма из девяти частей, называемая «Алгоритмом». Объясняется, что она способна инвертировать весь мировой поток энтропии. Предполагается, что следствием срабатывания «Алгоритма» будет массовое уничтожение. Каждая частица в мире одновременно направится назад во времени и натолкнётся на свое прошлое «я», двигаясь в другую сторону. Все эти пары частиц аннигилируют, перестанут существовать, и произойдёт высвобождение энергии в непостижимом масштабе — хотя теоретически этот взрыв будет направлен назад во времени, оставляя мир нетронутым после активации «Алгоритма», тем самым откроется возможность построения нового мира, лишённого «упадка» и «порчи»…

Взаимопереплетение потоков времени/энтропии становится основой для приветственного жеста членов тайного общества TENET, переплетения пальцев обеих рук. Кроме того, дуальность потоков подчёркивается наименованием главгероя – у него нет собственно имени, он – ПРОТАГОНИСТ, дословно с греческого «первый борец», олицетворяющий «естественное» течение времени, ему же противостоит – АНТАГОНИСТ – собственно «противник», идущий наперекор времени, действующий во времени, идущем вспять. Впрочем, с учетом возможности инверсии для человека, оба они могут выступать в обоих статусах…

 
 

Важный символический момент фильма – опора на образ знаменитого магического квадрата SATOR (см. иллюстрацию) или полностью – SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS. Это древний палиндром, буквосочетание, составленное из латинских слов и обычно помещённое в квадрат таким образом, что слова читаются одинаково справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Равно и сама фраза может быть прочитана одинаково как сверху вниз, так и снизу вверх, тем самым подчёркивая единство в дуальности.

Сам квадрат в фильме не показан, однако, все слова его составляющие так или иначе в нём фигурируют (хотя особое значение получают лишь два из них).

SATOR – главный антагонист Андрей Сатор

AREPO – испанский художник, подделавший Гойю

TENET – собственно название фильма, англ. «довод».

OPERA – «киевская опера», где разворачивается начальная сцена.

ROTAS – Rotas Security охраняет фрипорт в Осло.

 
 

Магический квадрат SATOR известен с давних времён и считался могущественным талисманом или заклинанием, перешедшим даже в средневековую христианскую культуру и получившим соответствующую религиозную интерпретацию.

Чаще всего слова палиндрома переводят с латинского следующим образом: sator — сеятель, землепашец; arepo — выдуманное имя либо производное от arrepo (в свою очередь от ad repo, «я медленно двигаюсь вперёд»); tenet — держит, удерживает; opera — работы; rotas — колёса или плуг. В законченном виде фраза звучит приблизительно так: «Сеятель Арепо с трудом удерживает колёса» или «Сеятель Арепо управляет плугом (колёсами)».

Интересно, что в контексте фильма «Сеятелем» (SATOR) именуется именно антагонист, он – «сеятель будущего», стремящийся управлять «колёсами времени», одно из которых движется вперёд, а другое – назад. TENET же как название тайной организации, основанной главгероем, намекает на попутку «удержать» его…

Таким образом, «Довод» Кристофера Нолана в рамках своего замысла даёт нам интереснейшее сочетание передовых научных идей (не даром консультантом фильма выступил знаменитый физик Кип Торн) и древнего символизма, обретающего в такой коллаборации новое звучание и новую актуальность.