Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

Научная фантастика всегда была не просто формой общественной рефлексии о тех или иных вопросах бытия. Она рассматривалась как инструмент формирования этого бытия, а потому отнюдь не даром, порой, тесно соприкасалась с миром спецслужб, психологических операций и не всегда явных центров силы. В последнее время всё больше и больше появляется информации о том, как американская фантастика (во всем своём спектре) задавала научные тренды, отражала деятельность «глубинного государства» и даже способствовала формированию религиозных культов. Меньше известно об аналогичных тенденциях в Советском Союзе… И тем не менее, некоторые любопытные вещи всё же можно наблюдать…

В этом году исполняется ровно полвека с того момента, как братья Стругацкие написали роман «Обитаемый остров», первый из трилогии о приключениях Максима Камерера. И хотя по большому счету приключения главного героя становятся для них поводом для рассмотрения социально-политических (хорошо различимая критика советской действительности) и морально-этических проблем, всё же его фигура является любопытным примером того, как прославленные фантасты представляли образ человека будущего. Точнее говоря, сверхчеловка…

Итак, XXII век. Юный Максим Камерер, участник Группы Свободного Поиска случайно попадает на планету Саракш, точнее, в Страну Неизвестных Отцов, чьи обитатели — обычные люди, по сравнению с которыми он обретает черты настоящего супергероя. Он наделён огромной физической силой (может, легко поднять над головой взрослого мужчину), способен распознать радиоактивное или химическое заражение, при этом обладая высокой сопротивляемостью к ним. Он получать семь пулевых ранений, четыре из которых сами по себе смертельны, но выживает и быстро приходит в норму.

 
ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
 

«– Я говорю правду. Вы просто не знаете, как у нас быстро заживают раны. Я не вру. – Он помолчал. – Впрочем, меня легко проверить. Разрежьте мне руку. Если надрез будет неглубокий, я затяну его за десять-пятнадцать минут.

– Это правда, – сказала Орди… – Это видела я сама. Он чистил картошку и обрезал палец. Через полчаса остался только белый шрам, а на другой день вообще уже ничего не было.

– … порезанный палец – это одно, а семь пуль в упор – это другое, но – предположим… То, что раны заросли так поспешно, – не самое удивительное. Я хотел бы, чтобы мне объяснили другое. В молодом человеке семь дыр. И если эти дыры были действительно проделаны настоящими пистолетными пулями, то по крайней мере четыре из них – каждая в отдельности, заметьте! – были смертельными.

– Нет уж, вы мне поверьте, – сказал Доктор. – Пуля в сердце, пуля в позвоночнике и две пули в печени. Плюс к этому – общая потеря крови. Плюс к этому – неизбежный сепсис. Плюс к этому – отсутствие каких бы то ни было следов квалифицированного врачебного вмешательства. Массаракш, хватило бы и одной пули в сердце!

– Он ошибается, – сказал Максим. – Он все верно определил, но он ошибается. Для нас эти раны не смертельны. Вот если бы ротмистр попал мне в голову… но он не попал… Понимаете, Доктор, вы даже представить себе не можете, какие это жизнеспособные органы – сердце, печень – в них же полно крови…»

Максим может дышать под водой, хорошо видит в темноте и даже обладает особой возможностью воздействовать на нервную систему другого человека (Стругацкие называют это «психомассажем»).

«Гай спал, бормотал что-то во сне, сильно вздрагивал. Потом его начал бить озноб, он скрючивался, сжимался, словно стараясь согреться, засовывал ладони под мышки. Максим положил его голову к себе на колени, прижал ему пальцами виски и постарался сосредоточиться. Ему давно не приходилось делать психомассаж, но он знал, что главное – отвлечься от всего, сосредоточиться, включить больного в свою, здоровую, систему. Так он сидел минут десять или пятнадцать, а когда очнулся, то увидел, что Гаю лучше: лицо порозовело, дыхание стало ровным, он больше не мерз.»

Под стать физическому здоровью и его интеллектуальные способности: он за несколько дней учит с нуля незнакомый язык, превосходно поёт и рисует.

Он идеальные боец, способный легко по собственному желанию входить в особый боевой транс, довольно интересно описание которого приводят авторы: «…Максим потерял ощущение реальности. Что-то сдвинулось у него в сознании. Люди исчезли. Здесь было только два человека – он и Рада, а остальные исчезли. Вместо них неуклюже и страшно топтались по грязи жуткие и опасные животные. Не стало города, не стало арки и лампочки над головой – был край непроходимых гор, страна Оз-на-Пандоре, была пещера, гнусная западня, устроенная голыми пятнистыми обезьянами, и в пещеру равнодушно глядела размытая желтая луна, и надо было драться, чтобы выжить. И он стал драться, как дрался тогда на Пандоре. Время послушно затормозилось, секунды стали длинными-длинными, и в течение каждой можно было сделать очень много разных движений, нанести много ударов и видеть всех сразу. Они были неповоротливы, эти обезьяны, они привыкли иметь дело с другой дичью, наверное, они просто не успели сообразить, что ошиблись в выборе, что лучше всего им было бы бежать, но они тоже пытались драться… Максим хватал очередного зверя за нижнюю челюсть, рывком вздергивал податливую голову и бил ребром ладони по бледной пульсирующей шее, и сразу же поворачивался к следующему, хватал, вздергивал, рубил, и снова хватал, вздергивал, рубил – в облаке зловонного хищного дыхания, в гулкой тишине пещеры, в желтой слезящейся полутьме – и грязные когти рванули его за шею и соскользнули, желтые клыки глубоко впились в плечо и тоже соскользнули… рядом уже никого не было, а к выходу из пещеры торопился вожак с дубиной, потому что он, как все вожаки, обладал самой быстрой реакцией и первым понял, что происходит, и Максим мельком пожалел его, как медленна его быстрая реакция – секунды тянулись все медленнее, и быстроногий вожак едва перебирал ногами, и Максим, проскользнув между секундами, поровнялся с ним и зарубил его на бегу, и сразу остановился… время вновь обрело нормальное течение, пещера стала аркой, луна – лампочкой, а страна Оз-на-Пандоре снова превратилась в непонятный город на непонятной планете, более непонятной, чем даже Пандора…»

 
ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
 

Кроме того, у Максима «реакция на А-излучение нулевая в обоих смыслах». И на этом тоже стоит остановиться поподробней. Особое А-излучение на Саракше было использовано Неизвестными Отцами для захвата и удержания власти, ибо в одни людях оно вызывало приступы безудержного фанатизма и энтузиазма, в других — приступы ужасающей боли. Вышками «психотронных генераторов» была усеяна вся страна Неизвестных Отцов, были даже разработаны специальные мобильные версии для поддержания духа наступающих войск. Максим же не был восприимчив ни к одному из видов подобного воздействия. Естественно, генераторы А-излучения у Стругацких — это недвусмысленная аллюзия на воздействие пропаганды и СМИ, однако любопытно отметить всё же образ особого, аппаратного воздействия на сознание человека. Намеренно или нет Стругацкие отразили здесь реальную тенденцию, которая имела место, от подлинных опытов профессора Дельгадо до мифических «психотронных генераторов». Впрочем, с развитием нейробиологии и цифровой техники идеи братьев-фантастов вполне могут стать реальностью…

 
ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
 

Но вернемся к главному герою. Описанными сверхчеловеческими возможностями обладают в его время практически все люди, в результате, как выясняется уже из другого романа, целенаправленного химического и электромагнитного воздействия на мозг ещё во младенческом возрасте.

Но нас интересует именно Максим, поскольку, как он сам говорит, в том числе и с его неуклюжего опыта получила распространение идея прогрессорства, целенаправленного, но тайного и опосредованного, воздействия землян на другие цивилизации с целью направления их развития в нужное русло. Однако, если отбросить весь гуманистический пафос, миссия прогрессоров по сути заключается в осуществлении целенаправленного влияния на общество и государство с целью направить их именно в то русло, которое нужно «заказчику». По сути, прогрессоры — высококлассные агенты, причём не просто разведчики, но агенты влияния, получающие (на примере Странника) ключевую роль в жизни государства, в которое он забрасывается. Агенты, о которых разведки любых государств мира могут только мечтать…