Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

«МУШКЕТЁРЫ» ЛАВКРАФТА – 1. ЖРЕЦ КЛАРКАШ-ТОН

Кларк Эштон Смит (1893-1961) был первым, кто стал развивать лавкравфтианскую мифологию в своём собственном творчестве. Родом из Калифорнии, Смит как и ГФЛ был самоучкой. Он писал картины и делал скульптуры. Но подлинной страстью его была поэзия, в которой нашли своё отражение космические ужасы, которыми ГФЛ населил свою прозу. Прозу же Смит не особо жаловал, рассматривая её исключительно как источник заработка.

Отношения ГФЛ и Смита завязались в 1921 году, когда Лавкрафт познакомился с поэзией калифорнийца. Их интенсивная переписка продолжалась вплоть до самой смерти ГФЛ в 1937 году. А отношения стали столь тёплыми и близкими, что ГФЛ называл Смита «Кларкаш-Тоном», в шутку утверждая, что в прошлой жизни тот был жрецом из Атлантиды.

Если сюжеты ГФЛ, как правило, развиваются в нашем времени, то Смит зачастую в своём творчестве отправлялся в легендарные и даже фантастически миры. Например, в древнюю Гиперборею, где существовала величайшая из всех древних цивилизаций. Или Аверуань, провинцию средневековой Франции, где правила магия. Или в далёкое будущее, на Зотик, последний континент на Земле, перед её окончательной гибелью.

Одна из первых историй Смита, где появляются элементы лавкрафтианской мифологии, — рассказ «Возвращение чародея», опубликованный в сентябре 1931 года. Главный герой прибывает в дом к некоему господину, чтобы стать его секретарём. В итоге выясняется, что ему предстоит служить подлинному магу, в чьём распоряжении, помимо прочего, имеется легендарный «Некрономикон». «Я слышал об этой редчашей, полулегендарной книге, однако никогда не видел её. Считалось, что она содержит величайшие тайны зла и запретное знание; более того, как утверждали, изначальный текст, написанный безумным арабом, Абдулом Альхазредом, являлся недоступным».

В ноябре того же года Смит опубликовал «Рассказ Сатампры Зейроса», в котором сделал один из двух своих важнейших вкладов в развитие лафвкрафтианской мифологии. Он вводит в канон образ Цатоггуа, божества-жабы. История описывает путешествие жреца эпохи палеолита к древнему храму, где поклоняются богу-жабе:

«Я никогда не виде образ Цатоггуа прежде, однако без труда узнал его по тем описаниям, что мне доводилось услышать. Это пузатое существо было изображено сидящим на корточках, голова же его больше напоминала чудовищную жабу, нежели божество. Всё его тело было покрыто чем-то наподобие короткой шерсти, напоминая одновременно летучую мышь и ленивца».

Цатоггуа. Рис. Кларка Эштона Смита

Иным вкладом стала Книга Эйбона или Liber Ivonis, аналог лавкрафтианского «Некрономикона». Подобно ему, книга Смита стала другим важным гримуаром и хранилищем древних секретов в рамках лафкрафтианского канона. По замыслу Смита, Книга Эйбона существует лишь в переводе, оригинал же был написан давным-давно в легендарной Гиперборее. Впервые у Смита Книга Эйбона появляется в рассказе «Уббо-Сатла», вышедшем в 1933 году. В нём главный герой при помощи легендарной книги старается разгадать загадку странного объекта, обнаруженного в Гренландии.

Цатоггуа. Скульптура Кларка Эштона Смита

Будучи плодовитым автором, до смерти ГФЛ Смит написал пятьдесят две истории, в которых так или иначе развиваются «Мифы Ктулху». Всего же за свою жизнь он опубликовал шестьдесят пять таких рассказов. Ещё девять его историй были опубликованы Лином Картером уже после ухода самого Смита.

Дмитрий Зеленцов