Фантастика (в самых разнообразных своих проявлениях: кино, книги, комиксы) всегда оказывала существенное влияние не только на культуру и сознание общества, но и на направление его развития. Более того, зачастую фантастика (сознательно или нет) становилась инструментом целенаправленного воздействия, элементом «психологических операций» (PsyOp), призванных породить и укрепить те или иные мифы, которым предстоит править обществом. При этом те, кто этими мифами манипулирует, зачастую сами в них верят не менее глубоко…
Тема «золотого века» американской научной фантастики, точнее, её влияния на современные мифы, например, миф об НЛО, на развитие «альтернативной археологии», на возникновение новых необычных культов и сект, равно как и на научные исследования, военные операции и игры разведсообщества, а также политические интриги ещё ждёт досконального исследования. Здесь же скажем лишь пару слов о кино.
«Захватчики с Марса» (Invaders from Mars), нам, привыкшим к современным спецэффектам и цифровой графике кажется довольно наивным (хотя глаз отдыхает на ленте, тотально лишённый любых намёков на убогую политкорректность). Однако на зрителя тех лет, вероятно, производил впечатление. Настоящая военная техника, взрывы, неплохой саундтрек. И сюжет. Марсианский корабль приземляется вблизи режимного объекта, на котором американцы строят атомную ракету. При помощи землян, ставших после имплантации им в мозг особого устройства, безвольными рабами пришельцев марсиане пытаются совершить диверсию, чтобы обезопасить родную планету от вторжения землян. Мешает им обыкновенный мальчишка, который чувствует подмену в своих родителях. Ну и, естественно, в ключевой момент вмешивается армия, в итоге уничтожающая непрошенных гостей…
Стоит учесть психологический климат той эпохи. «Холодная война» набирает обороты, при этом оба соперника обладают атомной бомбой. В разгаре работа комиссии сенатора Маккарти и охота за притаившимися красными. Поэтому сюжет о землянах, чей разум захвачен пришельцами, яркое отражение представлений об угрозе коммунистических агентов внутри американского общества. Ярчайший пример этого — вышедший в 1951-м, т.е. двумя годами ранее, роман Хайнлайна «Кукловоды», который оказал значительное влияние на тогдашнюю фантастику. А об антикоммунистической позиции автора я уже в своё время писал…
Но стоит обратить внимание и на иные вещи. Фильм содержит образы, которые станут просто таки архетипическими, если можно так выразится, для всей современной уфологии. Например, подземные базы пришельцев, похищения людей и вживлением им неких имплантантов. Даже цвет марсиан и их рабов-мутантов — зелёный! Причём, по сюжету, местные режимные учёные отнюдь не отмахиваются от мальчишки как от сумасшедшего, будто бы и сами они о чём-то таком давно подозревали. Заговор! Как же иначе?
И пару слов о теме заговора. Любопытно, что именно военные (а никак не правительство) спасают землю, вовремя вмешавшись в ситуацию. Более того, недюженная часть фильма демонстрирует развертывание войск, их могущество и силу. И не на кого больше наедятся простому американцу в случае атаки пришельцев! Именно в 53-м президентом стал ветеран Второй Мировой генерал Эйзенхауэр. Но именно он, в конце концов, осудил военно-промышленный комплекс как базовую точку наступления на американские демократические традиции.
И действительно, именно в те годы начинается формирование т.н. «глубинного государства» (Deep State), важнейшим элементом которого становится ВПК, а методом действия — «психологические операции» (PsyOp), начиная с порождения мифов, до попыток прямого контроля за разумом (пресловутая MK-Ultra и иже с ней). Впрочем, армейцы — такие же люди и ничего человеческое им не чуждо, например, вера в пришельцев. А когда она помножена на старый добрый христианский фундаментализм, она принимает совершенно неожиданную окраску, как например, у легендарной (мифической?) «группы Коллинза». Но это, как говорится, уже другая история…