Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

ЧЕЛОВЕК И «МОРСКОЙ НАРОД»

Говоря об ином разуме, отличном от человеческого, но как минимум равном ему, люди обычно обращают свой взгляд к небесам, всматриваясь в звёздное небо. Но что, если искать его следует не вне нашей планеты, а здесь, рядом с нами? Например, в морских глубинах? Такой вопрос задаёт главный герой советского фантастического сериала «Люди и дельфины» (1983).

Советский исследователь Черников, благодаря собственному драматическому опыту времён войны, убеждён, что дельфины – это нечто большее, чем просто необычайно умные млекопитающие. Следуя древним грекам, он видит в них «морской народ», наделённый разумом, сопоставим с человеческим (а то и превосходящим его). Чтобы доказать это он ставит эксперимент – год пребывания человека вместе с дельфином, когда и тот, и другой находятся вне своей естественной среды обитания (своего рода частичная сенсорная депривация). Смогут ли в итоге два столь разных существа установить друг с другом не только особую связь, но и полноценное общение, пусть и на символическом уровне?

Но это лишь этап в амбициозном исследовании Черникова. Он убеждён, что дельфины обладают особыми, недоступными обычному человеку способностями, своего рода коллективным сознанием и даже возможностями на влиять на материю, не говоря уже о человеке и животных. Интересно, что советский учёный смотрит на эти сверхспособности через призму концепции «маны» (в фильме, она именуется «ману»). Напомню, что идея «маны», прочно вошедшая в западное религиоведение (а позже и в игровую индустрию), восходит ещё к концу XIX столетия, к описанным тогда представлениям жителей Полинезии и Микронезии о особой силе или энергии, которая лежит в основе магии и сверхъестественного.

Черников желает взглянуть на дельфина «как на равного», но в этом ему противостоит советская бюрократия от науки. Даже лучший друг учёного видит в его экспериментах излишний романтизм, а московские чиновники – непозволительное расходование средств: им нужны дрессированные животные, а не потенциальные «братья по разуму». «Нам нужны помощники в океане, а дельфины готовы служить нам».

Но Черников не так-то прост, как кажется на первый взгляд. В фильме совершенно не говорится, кто он в настоящий момент. Морской биолог? Врач? Физиолог? Зато недвусмысленно подчёркивается его бэкграунд в разведке. Так кто же он сейчас? Для кого он на самом деле проводит свои эксперименты?

Ещё один интересный момент кино – большинство героев активно занимаются альпинизмом, то есть, сочетают изучение как вершин, так и глубин, иными словами, экстремальных условий, в которых обнажается подлинная суть человека и может проявиться его скрытый потенциал. Именно в моменты опасности как для человека, так и для дельфинов, по убеждению Черникова, проявляется «ману» загадочного морского народа.

Фильм снимался максимально натурно, в Крыму. Основными «декорациями» послужила биостанция Карадага, в съёмках даже приняли участие «настоящие» дрессированные дельфины, роли которых вышли не менее значимыми, чем образы людей. Кроме того, кино может похвастаться красивейшими (и вероятно, уникальными) морскими и подводными съёмками, которые производят впечатление даже сегодня. Хотя, увы, хорошей цифровой копии в сети мне обнаружить не удалось. Спецэффекты сегодня кажутся совершенно наивными (всё таки 80-е), но их задача вовсе не создать экшн, а подчеркнуть идеи фильма.

Фильм стал отражением творческого духа 60-70-х, когда общество и наука – причём, по обе стороны Атлантики – нащупывали новые (или хорошо забытые) грани человека и мироздания, обратив свой взор в том числе и на загадочных дельфинов. Как правило, в авангарде таких исследований стояли разведка и военные, стремившиеся получить преимущество над противником в самых неожиданных сферах. Увы, с окончанием холодной войны все подобные проекты были свёрнуты. Человечество предпочло погружение в мир цифровых иллюзий вместо развития собственного потенциала…

Таким образом, «Люди и дельфины» один из тех – в общем-то, не очень многочисленных – советских НФ-фильмов, который сегодня в некотором смысле позволяет оживить призраков несостоявшегося альтернативного будущего.

PS. Кстати, ещё в советские времена на русском вышла книга Джона Лилли «Человек и дельфин». Да-да, того самого Лилли, нейробиолога, который в те самые 60-70-е, работая в том числе на разведку, проводил новаторские исследования сознания и внёс свой вклад в развитие биофизики, нейрофизиологии, электроники, информатики и нейроанатомии.