Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

«ЗАГОВОР «ПАРАЛЛАКС»

Начало 70-х стало в США временем интенсивного осмысления «культуры заговора», связанного с ключевыми событиями предшествующих лет (времён, когда т.н. «Глубинное государство» в Америке заявило о себе во всеуслышание). Шок, который испытала нация в 60-х и который был связан с убийствами Джона и Роберта Кеннеди, а также Мартина Лютера Кинга, не менее шокирующий Уотергейтский скандал требовали всеобъемлющего осмысления, в том числе и методами кинематографа. Отметился на этом поприще и знаменитый режиссёр Алан Пакула, который впервые обратился к этой теме в 1974 году в триллере «Заговор «Параллакс» (The Parallax View) с Уорреном Битти в главной роли.

Завязка истории — публичное убийство американского сенатора во время предвыборного мероприятия. И официальное расследование, и слушания в Конгрессе выносят один вердикт: убийца — психопат одиночка, в произошедшем нет и следа заговора (собственно калька с гибели обоих Кеннеди). Спустя три года, к главному герою-журналисту (который и сам присутствовал при убийстве) приходит женщина-коллега, которая рассказывает ему о трагических и, казалось бы, случайных смертях других свидетелей произошедшего. Естественно, поначалу он относится весьма скептически к сказанному, однако, после гибели уже своей коллеги меняет своё мнение и начинает собственное расследование. Оно приводит его к существованию частной компании — корпорации «Параллакс», в которую он пытается внедриться. Корпорация эта, как выясняется, разработала особую методику для вербовки «одноразовых киллеров», на которых можно было бы списать заказные политические убийства… Собственно отсюда и оригинальное название, которое стоило бы перевести, скорее, как «Методика «Параллакса»… Таким образом, главный герой проходит путь от крайнего скептика до участника заговора, точнее говоря, до пешки, которой в конце концов предсказуемо жертвуют во имя осуществления планов заказчика.

Показательно, что акцент фильма смещён с организаторов и бенефициаров заговора (равно как остаются непрояснёнными и их цели) на их орудие — частную корпорацию «Параллакс», которая содержит штат пешек-киллеров, не будучи напрямую связана с какими-либо госструкутрами. Вообще, существенное участие частных организаций — мощных аналитических центров (think tanks) наподобие Rand Corporation или SRI International, неформальных дискуссионных площадок типа Американского совета безопасности (ASC) или частных военных компаний (типа пресловутой Black Water/Academi) — является отличительным фактором американской политики, естественно, в полной мере задействуемых и «глубинным государством».

Другой интересный момент — операторская работа, до известной степени демонстрирующая сюрреалистичность происходящего. Тем самым подчёркивается скорее не вымышленность кинодейства, но само восприятие зрителем (прежде всего, конечно, американским) реальности, которая всё больше становится в те годы зыбкой и ненадёжной, поскольку всё больше становится трещина между декларируемой свободой, демократичностью и прозрачностью политической и общественной жизни и вмешательством неких зловещих сил, которые в действительно и определяют реальность, вмешательством, которое отмечено трагическими и страшными явлениями, потрясающими социум до самых его оснований…

PS. Пакула, кстати, ещё как минимум дважды отметился политическими триллерами на тему заговора — «Вся президентская рать» (1976) по мотивам Уотергейтского скандала и «Досье пеликанов» (1993).