Блог Дмитрия Зеленцова

Научные публикации | Мероприятия | Youtube

СЕМЬ ДНЕЙ ДО ГОСПЕРЕВОРОТА

Порой удивительно, что в советское время переводили и издавали такие вещи, которые представляют интерес даже сегодня. Вот, например, в 64-м году в Союзе вышла книга американских журналистов Ф. Нибела. и Ч. Бейли «Семь дней в мае». Вышла, надо сказать, очень оперативно, поскольку в Штатах она была опубликована всего годом ранее, приобретя статус бестселлера. Причём вышла не где-нибудь, а в Военном издательстве Минобороны СССР.

Что ж, советские военные, видимо, по достоинству оценили эту публикацию, которая для изучения американской политической культуры (в особенности культуры, скажем так, не особо публичной) и феномена «глубинного государства» представляет интерес даже сегодня.

Итак, книга, вышедшая в СССР под весьма символической обложкой (позаимствованной, кстати, у английского издания) повествует о заговоре консервативно настроенных американских военных с целью свержения президента, которого они считают предателем интересов нации. Поводом стал подписанный с советами договор о разоружении, который по мнению военных обезоруживает штаты перед лицом врага, в тайне продолжающего строить ракеты. И всё это на фоне массовых забастовок и падения рейтинга президента до рекордных 29%. Благодаря бдительному сотруднику Пентагона, сохранившему верность конституции и политическому устройству США, заговор удаётся раскрыть, и повествование разворачивается вокруг борьбы президента и его соратников против заговорщиков, которая продолжается семь майских дней.

Первое, на что стоит обратить внимание, что движущей силой заговора становятся именно военные круги. В отличие от внешних врагов и их агентов (тогда это были, естественно, советские и китайские коммунисты, это враг внутренний, враг, который поначалу представляется совершенно немыслимым (авторы делают особый упор на внутренние переживания президента, который отнюдь не сразу готов поверить, что такое возможно). Но именно ВПК современные исследователи расценивают как первый, основополагающий элемент в конструкции «глубинного государства», уходящий своими корнями ещё в «Манхеттенский проект». Первым свидетельством этому стала прощальная речь президента Эйзенхауэра о масштабном усилении ВПК, которое угрожает демократическим институтам США.

Основной инструмент заговорщиков в романе — сверхcекретная военная база, на которой проходят подготовку диверсанты, коим предстоит захватить ключевые центры управления в стране и, не исключено, что даже штурмовать Белый Дом. База, проходящая во всех документах всего лишь как особый центр связи. Но именно подобный инструмент — подготовку боевиков на секретных базах как в США, так и за границей — будет использоваться, например, ЦРУ в рамках негласных операций за рубежом, начиная неудачной, а потому знаменитой высадкой в заливе Кочинос с целью свержения режима Кастро. Напомню, что было это всего лишь за год до выхода данной книги…

Главзлодей книги — пользующийся огромной популярностью генерал, глава объединенного комитета начальников штабов — кстати, сказать, явно списан с генерала Макартура, культовой фигуры в американском консервативном истеблишменте. В годы между двумя мировыми войнами Макартур был замешан в некие не до конца получившие огласку события, связанные с возможным насильственным свержением президента Рузвельта…

Забавный факт — политическую поддержку готовящемся перевороту в книге оказывает консервативный (в СССР сказали бы, «реакционный») сенатор от Калифорнии. Той самой Калифорнии, которая сегодня служит рассадником безумных левацко-прогрессистских настроений… 😉

Вообще, интересно сравнить восприятие феномена и методов «глубинного государства» в 60-е и сейчас. Если тогда, Deep State расценивалось как вотчина правых консерваторов-антикоммунистов, то во времена Трампа ярлык этот вешают больше на его оппонентов и симпатизантов демпартии и «королевы меньшинств и угнетённых» Дейене… ой! Хиллари… 😉 И здесь нет ничего удивительного, поскольку феномен «глубинного государства» стоит воспринимать скорее функционально, как набор методов, к которым могут прибегать те или иные личности и группы, чтобы избежать огласки и необходимости действовать в соответствии с общественными установлениями и процедурами.

Собственно, финал романа это как раз хорошо иллюстрирует. Президент, который в итоге, конечно же, победил заговорщиков, делает всё, чтобы произошедшее за семь дней в мае не было придано огласке. Генералы, замешанные в заговоре, лишь подают в отставку без всяких прочих последствий. Всё для того, чтобы ни народу США, ни тем более за рубежом не стало известно о происходящем, чтобы «закулисные игры» не подрывали публичный авторитет освящённых веками демократических традиций…

В ретроспективе любопытен даже второстепенный сюжет в книге, рассказывающий о войне в Иране (вымышленной разумеется), когда поддерживаемые СССР местные коммунисты подняли мятеж, обернувшийся гражданской войной, которая в итоге привела к разделу страны на 2 зоны, под советским и американским протекторатом соответственно. Автор советского предисловия — некий генерал Шевченко — с возмущением пишет о такой клевете на СССР, который никогда не вмешивался во внутренние дела других государств… Спустя 15 лет после того, как были написаны эти строки, Советская Армия, как нам сегодня известно, выполняя «интернациональный долг», придёт на помощь афганскому народу…

Напоследок стоит сказать, что книга не утратила интереса и как чисто литературное произведение. «Семь дней в мае» можно сравнить со знаменитым «Карточным домиком», только в атмосфере 60-70-х. Не даром Джон Франкенхаймер снял по ней одноименный фильм с Кирком Дугласом в главной роли, фильм который стал продолжением его т.н. «параноидальной» трилогии…

PS. Говорят, что «Семь дней в мае» были последней книгой, которую Джон Кеннеди прочитал перед своей гибелью…